Сегодня следующая статья про «тараканов в голове» — я расскажу вам про виды убеждений.
Как из позитивных убеждений образуются ограничивающие. По каким признакам понять, что убеждение уже тебе мешает и его нужно убирать.
Раньше я рассказала вам «Что такое ограничивающие убеждения» и
«Как найти и написать убеждение»
Итак, напомню, что начинается всё с детства. Ребенок похож на «чистый лист», куда взрослые записывают то, что считают полезным, важным, нужным. Так образуются убеждения.
Это позитивный процесс. Нужно же на что-то ребенку опираться – ведь он не знает:
- Какой этот мир, люди в нем, чем отличаются мужчины и женщины
- Какой он сам, внешность, способности и возможности
- Что такое деньги и как к ним относиться…и тд
Так закладываются базовые убеждения. Ребенок принимает их без критики, сразу глубоко и полностью – он ведь доверяет родителям и другим значимым взрослым. Именно поэтому, труднее всего работать с детскими убеждениями.
Хотя, в тренинге по выгону «тараканов из головы» (если дойдете до него, конечно) я даю технику замены таких убеждений.
И обидно, когда выясняется, что некоторые взрослые плохо понимали этот процесс образования убеждений и, «ляпали», не подумав.
Например,
Воспитательница в детском саду могла сказать девочке после детской ссоры:
«Не лезь к мальчикам. Сама виновата – сначала лезла, теперь плачешь. Мальчишки всегда дерутся, держись от них подальше. Играй с девочками…»
Понимаете, какие убеждения закладываются ребенку?
Напишите внизу в комментариях к статье. Это очень полезно – из речи или воспоминаний осознавать убеждения.
Постарайтесь их сейчас сформулировать и подумать, у кого из знакомых есть такие или похожие. А ведь это всего один эпизод, который никто даже не запомнил.
Или добрая бабушка строго говорила за столом, когда ребенок не хотел кушать:
«Нужно съедать всё! Вон, какой худой. Еду нельзя выбрасывать – сколько наложили, столько и ешь. Смотри, какой Петя молодец – хорошо кушает…» и тд
Думаю, здесь тоже понятно. Причем, подтекст очень опасный: «хороший и молодец только тот, кто хорошо кушает и всё доедает»
А ведь всем хочется быть хорошим и «молодцом». Как думаете, от чего потом всю жизнь будет пытаться избавиться этот человек? Конечно, от лишнего веса и чувства вины, если не доел или выбросил еду.
Это примеры, которые показывают, КАК из хороших намерений получаются плохие негативные убеждения
Как?
Так ведь, эти взрослые добра нам хотели. Они говорили так, не потому, что были злые и не любили. Наоборот! Защищали, хотели, чтобы мы не попадали в негативные ситуации (как с мальчиками в первом примере), чтобы мы всегда были сытыми и бережно относились к еде. У той бабушки был опыт недоедания или голода, вот и старалась она донести до нас ценность еды. Ведь при голоде в первую очередь погибали те, кто был худой. Поэтому, из ее опыта – полным быть хорошо, больше шансов выжить!
Так что же происходит потом?
Мы живем и набираем опыт, появляются свои ценности. Кто-то так и проживает с родительскими убеждениями всю жизнь. И ему нормально! Правда, я таких людей не знаю. Наверно, они не приходят на консультацию к психологу:) У них и так все хорошо.
А вот другие люди, развиваясь, обнаруживают что:
- Нет больших, значимых целей – всю жизнь как по шаблону живут, как по кругу бегают, как будто не своя жизнь – а чужая…
- Цели есть, но вообще начать двигаться к ней не могут – откладывание, другие дела или лень. Как только думаешь, что надо бы сделать что-то для этой цели – так сразу силы заканчиваются, и просто заваливает на диван.
- Работают, достигают, делают – а движется очень трудно.
Например, человек работает на 2-3 работах, а денег все равно не хватает. В организации 10 лет, а все на одной должности. Открывает бизнес – и нет прибыли, идет трудно и тяжело.
Так что же происходит?
- Это значит, что вы выросли из своих детских убеждений.
- Они уже вам жмут и давят, как маленькие штанишки.
- Ставят планку сверху и не дают вылезти на следующий уровень.
- Вы готовы к переменам, ставите новые цели – а убеждения у вас еще старые.
Так и появляются негативные ограничивающие убеждения. Не для всех, а только для вас. Кому-то такое убеждение даже может помогать.
Например, убеждение от бабушки про еду может оказаться полезным — человек будет экономно относится к еде и продуктам, меньше денег тратить на это, кушать маленькими порциями и тд. То есть, убеждение продолжает быть полезными…
А у другого — оно же приведет к лишнему весу и неумению остановиться в еде. Вот тогда убеждение и станет плохим, негативным, ограничивающим. Особенно, если человек пытается постройнеть и изменить пищевые привычки! Понятно?
Что делать?
Осознавать и записывать.
Как?
Первое – вспоминать яркие события из детства, из жизни.
- Что там говорили значимые для вас люди?
- С чем вы уже не согласны? Хотите изменить?
- Какие выводы (обобщения) можно сделать из каждой ситуации?
Вот их и записывайте…
Потому что убеждение – это всегда ОБОБЩЕНИЕ!
Как общее правило, которое помогает мозгу больше не думать в похожих ситуациях, а действовать автоматически.
- Всегда нужно доедать! Еду нельзя выбрасывать (то есть, никогда)
- Мальчики (мужчины) опасны – держись от них подальше (всегда)
- Деньги достаются тяжело, нужно экономить (всегда)
- Чтобы заработать, нужно много (тяжело) работать (всегда)
Понятны примеры? Теперь напишите свои убеждения – те, которые в детстве, возможно, были вам полезны, а сейчас стали ограничивающими для вас!
Вот такие виды убеждений бывают – плохие и хорошие, поддерживающие и ограничивающие. Именно для вас!
Продолжение следует…
Я и ваши друзья будем благодарны за нажатия кнопок соц сетей.
Ваш тренер – Татьяна Бабанская
Продолжение работы с убеждениями — по кнопке ниже.